[ЯзыковедHelper ]
Главная » Статьи » Вопросы для сессий

Предмет языкознания. Языкознание и другие науки. Методы исследования языка
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я – общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).
Частные разделы языкознания.
Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина – морфонология –  изучение фонологического состава морфологической единицы языка.
Грамматика – раздел Я, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов Я выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и  словоизменение.
Синтаксис – изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (предложения и словосочетания). Словарем языка занимаются несколько разделов Я: семантика и примыкающие к ней разделы Я (фразеология, семантический синтаксис). Лексическая семантика – занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика – наука, изучающая значение слов.
Фразеология – исследует несвободные лексические сочетания.
Лексикология – исследует словарь (лексику) языка.
Лексикография – написание слова  и описание слова. Наука о составлении словарей.
Ономатология – исследование терминов в различных областях практической и научной жизни.
Семасиология  раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности. Изучает значение слова от слова. Ономасиология – изучает развитие слова от предмета.
Ономастика – наука об именах собственных. Антропонимика раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. Топонимика составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения.
Социолингвистика – состояние языка и общества. Прагмалингвистика – функционирования языка в различных ситуациях общения. Психолингвистика – психологические механизмы порождения речи. Паралингвистика – околоязыковые средства – жесты и мимика. Этнолингвистика – язык в связи с историей, культурой народа.
Языкознание и история
Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.  

Языкознание и этнография  
Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.  
 
Языкознание и психология  
Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.  
 
Языкознание и физиология
Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» – это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.  
Языкознание и антропология
Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.  
 
Языкознание и философия
Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.  
 
Языкознание и семиотика
Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.
 
Языкознание и социология
Социология – это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.
 
Языкознание и логика
Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

№1 – Описательный метод
- это система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития. Это методика синхронного анализа.
Основа методики – м. наблюдения с интуитивным выделением язык. единиц и сведением их в совокупности.
Цель – установление тех или иных фактов или явлений и включение их в обиход научного исследования.
№ 2 – Метод первичной сегментации
1) первичная сегментация
2) вторичная сегментация – здесь выделяются структурные элементы.
3) Интерпретация выделенных номинативно коммуникативных и структурных единиц.
№ 3 – Структурные методы
Основная цель – представление структуры языка и описание его системы.
 Он помогает описывать семантическую структуру слова. Он основывается на том, что лексическое значение слова делится на минимальные единицы смысла, находящиеся в системных отношениях.
Компонентный анализ – метод разложения лексического значения на семы.
 Выявляются они логическим путем. Каждая сема в значении представлена одним или несколькими словами.
e.g. Йогурт = значение: заквашенное + молоко + с фрукт.добавками.
Сема – отражение в сознании отдельного признака. Выделяют:
РОДОВЫЕ СЕМЫ
Отражают такой признак, как одушевленность/неодушевленность, материальность/нематериальность, муж/жен пол
ВИДОВЫЕ СЕМЫ
Принадлежность виду.
Также семы подразделяют:
ЯДЕРНЫЕ
Отражают главные, существенные признаки
ПЕРИФЕРИЙНЫЕ
Отражают второстепенные, неглавные признаки объекта

Категория: Вопросы для сессий | Добавил: Gloisten (12.01.2012)
Просмотров: 9367 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: